Коррекционная психология — логопедическая работа с больными, перенесшими инсульт

Инсульт — это нарушение мозгового кровообращения. Различают две разновидности этого заболевания — ишемический и геморрагический инсульт. Примерно 83% всех случаев инсульта приходится на ишемическую форму. Механизм ее развития таков: блокируется кровоснабжение (обычно это происходит из-за тромба в крупном сосуде), в результате в головной мозг начинает поступать меньшее количество крови. Оставшиеся 17 процентов случаев — это геморрагический инсульт, который происходит иначе: стенка сосуда разрывается, происходит кровоизлияние в ткань мозга либо в прилегающие ткани. Инсульты приводят к дефектам в виде парезов, нарушения координации, афазии или дизартрии. При дизартрии нарушено не программирование речевого высказывания (как при афазиях), а моторная реализация речи.

Формы расстройств речи и динамика ее восстановления при афазии или дизартрии сосудистого происхождения зависят от характера нарушения мозгового кровообращения (кровоизлияние или ишемия), состояния кровоснабжения поврежденной области, локализации и размера очага повреждения, соотношения деструктивных и нейродинамических изменений в очаге и, наконец, от компенсаторных возможностей не пострадавших отделов мозга. Чаще всего инсульт затрагивает не все полушарие, а лишь небольшую область в нем. И хотя очаг поражения может быть совсем невелик, его последствия оказываются подчас невосполнимыми. Ведь мозг — это не просто сумма нервных клеток, а совокупность зон, отвечающих за те или иные функции организма, поэтому потери зависят от топографической значимости пораженного участка.

Медицинская, психологическая, логопедическая реабилитация таких больных представляет известные трудности и требует упорной работы как специалистов по восстановлению, так и самих больных. Первоочередной задачей является определение пути восстановления нарушенных функций речи у пациентов при острых нарушениях мозгового кровообращения, содержание коррекционной работы определяется локализацией и тяжестью поражения головного мозга. Нередко с афазией и дизартрией соседствуют нарушения движений, неспособность ориентировки в пространстве, расстройства памяти, внимания, мышления. Работа логопеда в этом случае требует особой квалификации, ведь восстановлению подлежит не только речь, но и другие высшие психические функции. Специалист должен обладать знаниями в области неврологии, психологии, лингвистики. Восстановление речи взрослого человека отличается от помощи в овладении речью или исправлении её дефектов у ребёнка. Родственникам пациента необходимо ориентироваться на специализированную логопедическую помощь для взрослых.

Следует учитывать, что разные больные, с одной и той же формой заболевания, могут различаться по степени активности, так как мозг разных больных по — своему реагирует на «удар». Именно поэтому, перед началом занятий необходимо ознакомиться с историй болезни, провести диагностику высших психических функций — памяти, внимания, мышления. Для этого могут быть использованы-таблицы Шульте (буквенные и цифровые), корректурные пробы, методики обобщения понятий, специальные карточки с предметами для запоминания (»Нарисуй, что запомнил») и т.д. Следующим будет определение мозговой локализации поражения, формы речевого расстройства и его вида. Не менее важно для дальнейшей работы обследовать особенности эмоционально — интеллектуальной сферы больного, выяснить его отношение к болезни, а также компенсаторные возможности.

Универсальной методики речевой реабилитации не существует. Как правило, проблемы с речью после инсульта проявляются в виде афазий или дизартрий.

В этой работе подробно будет рассмотрена непосредственно дизартрия и этапы коррекционной работы с больными-дизартриками.

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, при котором расстраивается двигательный механизм речи. Ведущими дефектами при дизартрии являются нарушение звуко-произносительной стороны речи и просодики, а также нарушения речевого дыхания, голоса и артикуляционной моторики. Разборчивость речи при дизартрии нарушена, речь смазанная, нечеткая.

Основными нарушениями при дизартрии являются:

  1. Нарушение тонуса мышц лица, языка, губ, мягкого нёба по типу спастичности, гипотонии или дистонии. Спастичностъ — повышение тонуса в мускулатуре языка, губ, лица и шеи. При спастичности мышцы напряжены. Гипотония — снижение тонуса мышц. При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта; губы вялые, не могут плотно смыкаться. В силу этого рот обычно полуоткрыт, может быть выражена гиперсаливация. Дистония — меняющийся характер мышечного тонуса. В состоянии покоя может отмечаться низкий мышечный тонус, при попытках к речи и в момент речи тонус резко нарастает.
  2. Нарушения речевого дыхания.
  3. Нарушения голоса. Наиболее часто отмечается недостаточная сила голоса (тихий, слабый, иссякающий) и отклонения тембра голоса.
  4. Нарушения просодики (мелодико-интонационных и темпоритмических характеристик речи).
  5. Недостаточность кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате.
  6. Нарушение акта приема пиши.
  7. Наличие синкинезий (непроизвольных сопутствующих движений при выполнении произвольных артикуляционных движений).
  8. Повышение глоточного (рвотного) рефлекса.
  9. Нарушение координации движений (атаксия).

Таким образом, исходя из структуры дефекта, можно сказать, что основная логопедическая работа будет выстраиваться по следующим основным направлениям:

  1. Доречевая подготовка.
  2. Растормаживание экспрессивной речи.
  3. Выработка правильного дыхания.
  4. Выработка мелодико-интонационных характеристик речи.

Рассмотрим подробнее содержание каждого этапа.

Доречевая подготовка — это подготовка к речи, к овладению звуковой стороной родного языка. Сюда относится — выкладывание мозаики, составление узоров из кубиков, элементы рисования (штриховка, соединение по точкам, рисование по клеточкам, дорисовывание картинок). Упражнения для развития мелкой моторики — лепка из пластилина или марципана, складывание паззлов, плетение из цветной (шенильной) проволоки, массаж ладоней и пальцев рук с помощью специального жесткого коврика. Широко используются также специальные приспособления — деревянные фигуры, сортеры, шнуровки, работа с деревянными бусинами (нанизывание и сортировка) и т.д.

К доречевой подготовке также относятся артикуляционная гимнастика и логопедический массаж. Произнесение звуков речи обеспечивается скоординированной работой губ, языка, нижней челюсти, глотки, гортани, легких. Все эти органы находятся под контролем моторных зон речи в коре головного мозга. Такие нарушения в строении артикуляционного аппарата, как повышение тонуса речевой мускулатуры, недостаточная или неправильная ее иннервация, являются причинами неправильного формирования звукопроизношения. При дизартрии особенно страдает звукопроизносительная сторона речи: звук, темп, выразительность, модуляция. В артикуляционной гимнастике, при возможности, используется упражнение «Зеркало», когда логопед просит пациента повторять за ним движения, то есть побыть его «зеркалом» — нахмуриться, поднять брови, растянуть губы или сложить в трубочку и т.д.

В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи. Дифференцируются приемы логопедического массажа в зависимости от патологической симптоматики в мышечной системе при речевых нарушениях. Целью логопедического массажа при дизартрии является устранение патологической симптоматики в периферическом отделе речевого аппарата. Основными задачами логопедического массажа при коррекции произносительной стороны речи при дизартрии являются:

  • нормализация мышечного тонуса, преодоление гипо-гипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре;
  • устранение патологической симптоматики;
  • улучшение качеств артикуляционных движений (точность, объём, переключаемость и др.);
  • увеличение силы мышечных сокращений;
  • активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения.

Массаж оказывает прямое и рефлекторное воздействие на различные системы организма. Применение логопедического массажа позволяет значительно сократить время коррекционной работы, особенно над формированием произносительной стороны речи. В том случае, если обучаемый имеет выраженную неврологическую симптоматику, только использование логопедического массажа, особенно на начальных стадиях коррекционной работы, может обеспечить положительный эффект.

Растормаживание экспрессивной речи: пение знакомых песен, договаривание пословиц («готовь сани летом, а телегу…?», «куй железо, пока…?»),называние предметов по картинке и т.д.

Выработка правильного дыхания. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Речевое дыхание является произвольным, в отличие от неречевого, которое осуществляется автоматически. При неречевом дыхании вдох и выдох производятся через нос, вдох по продолжительности почти равен выдоху. Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен. При неречевом дыхании за вдохом сразу следует выдох, затем пауза. При речевом дыхании за вдохом следует пауза, а затем плавный выдох.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания соответствующей громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Люди, страдающие дизартрией, в большинстве случаев не умеют плавно и глубоко дышать, не умеют рационально использовать выдох, не полностью возобновляют запас воздуха в легких и т. д. Контролю над правильным дыханием способствуют такие приемы, как дутье на ватку, на полоски бумаги и т. д. Можно использовать следующие игровые упражнения. «Греем ручки». Пациент вдыхает воздух через нос и с удлиненным выдохом беззвучного [а] «греет» руки.

«Ветер в трубе». Предлагается представить, как ветер дует в трубе долго и протяжно. Нужно как можно дольше протянуть без участия голоса звук У. Вдох осуществляется через нос.

Выработка мелодико-интонационных характеристик речи. Характерной особенностью дизартрии является нарушение голосообразования за счет нарушений иннервации мышц гортани. Голос при дизартрии обычно слабый с нарушением модуляции. При парезах мышц голосового аппарата нарушается вибрация голосовых связок, поэтому сила голоса становится минимальной. В этом случае подходят упражнения такие как — рассказывание историй от лица персонажей — мышки и медведя с повышением и понижением голоса. Произнесение слов шепотом и в полный голос, напевание знакомых мелодий.

Итак, даже при одинаковых формах дизартрии клиническая картина нарушений неодинакова, поэтому и подход в каждом конкретном случае будет строго индивидуальным. Психолого — логопедическая работа при дизартрии очень трудоемка, многопланова и требует систематических занятий со специалистами и выполнения домашних упражнений, требует больших сроков и последовательного применения системы специальных упражнений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *